При явке почти в 75 процентов 27 октября текущего года в Узбекистане состоялись выборы депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и депутатов областных, городских и районных кенгашей, прошедшие под лозунгом «Мой выбор – моя процветающая Родина».
По итогу избраны 150 депутатов Законодательной палаты, 65 депутатов Жокаргы Кенеса Каракалпакстана, а также депутаты областных, Ташкентского и 208 районных (городских) кенгашей. По мнению Международного наблюдателя, Директора Центра европейско-азиатских исследований Андрея Русакова (Россия, Екатеринбург), выборы прошли при максимальном соблюдении норм избирательного законодательства в условиях радикального повышения роли партий в политической системе Узбекистана. Для России прошедшие выборы говорят о поддержке курса Президента Узбекистана Шавката Мирзиеева на стратегическое партнерство двух стран:
– Выборы в Узбекистане впервые прошли на основе мажоритарно-пропорциональной (смешанной) системы – избирательные округа были разделены на одномандатные и единый избирательный округ. 75 депутатов нижней палаты парламента были избраны от одномандатных округов по мажоритарной системе (голосование за кандидата), остальные 75 — по пропорциональной, то есть на основе голосов, отданных политическим партиям (по партийным спискам). Перейти к смешанной избирательной системе для повышения роли политических партий в марте предложил президент Узбекистана, встречаясь с депутатами. А 8 мая Шавкат Мирзиеев подписал Указ о введении мажоритарно-пропорциональной избирательной системы. Прошедшие национальные выборы , в том числе и в Каракалпакстане, стали важным фактором в укреплении политической стабильности в Узбекистане, влияющей на всю систему региональной безопасности. Для России, заинтересованной в экономическом и социальном развитии своих партнеров по ШОС и СНГ, это будет значить продолжение объявленного Владимиром Путиным и Шавкатом Мирзиеевым курса на стратегическое партнерство двух стран. Узбекистан по факту является одним из ключевых союзников России в Центральной Азии и предложенные в будущем новым составом Олий Мажлисом основные направления экономической политики страны, несомненно, будут отражаться на двусторонних отношениях, открывая новые возможности для российских компаний и инвесторов. Узбекистан в то же время является одним из основных источников трудовых мигрантов для России. Политическая поддержка легальной трудовой миграции и всех видов сотрудничества с российскими регионами позволит нарастить экспорт из Узбекистана, привлечь инвесторов из России, заинтересованных в релокации бизнеса. Высокая явка на выборы и отсутствие серьезных нарушений свидетельствует о поддержке курса реформ, начатого президентом Шавкатом Мирзиеевым, как и курса на стратегическое партнерство с Россией.
Андрей Русаков